| Авторы |
Семеркова Любовь Николаевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), penzamarketing@mail.ru
Шерстобитова Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), tat13392520@yandex.ru
|
| Аннотация |
Актуальность и цели. Интерес к проблеме инновационного спроса среди российских исследователей появился относительно недавно, в связи с необходимостью поиска адекватных механизмов внедрения инноваций в отечественную экономику. Данная проблема остается актуальной и в свете активного развития сетевых подходов в экономике и управлении, что обусловило появление новых подходов на грани научных областей к самой постановке вопроса. На современном этапе он состоит не столько в том, как ускорить процесс восприятия, сколько в том, как сделать его более осмысленным и качественным для конечного потребителя и общества в целом.
Материалы и методы. Методология исследования основана на работах зарубежных и отечественных ученых в сфере маркетинга и инноваций, исследующих инновационный спрос и восприятие. Рассматривается возможность применения когнитивной концепции маркетинга в трансформации восприятия потребителей на новые товары и технологии.
Результаты. Исследованы сегменты инновационного спроса в отечественной экономике. Выделены характеристики инновационного спроса. Систематизированы факторы появления инноваций со стороны спроса и предложения. Рассмотрены перспективы развития концепции когнитивного маркетинга в условиях изменяющегося потребительского поведения, усиливающейся роли взаимодействия и совместного творчества.
Выводы. Управление инновационным спросом в современных условиях направлено на вовлечение потенциальных потребителей в процесс создания новых технологий и товаров. Дальнейшее направление исследований в данной сфере связано с разработкой и апробацией технологий, позволяющих активизировать взаимодействие производителей с потенциальными потребителями инноваций и достигнуть когерентности восприятий.
|
| Список литературы |
1. Bland, T. Enhancing Public Sector Innovation: Examining the Network-Innovation Relationship / T. Bland [et al.] // The Innovation Journal: The Public Sector Innovation Journal. – 2010. – Vol. 15, № 3. – Article 3.
2. Rogers, E. M. Diffusion of innovations / E. M. Rogers. – 4th ed. – New York : The Free Press, 1995.
3. Ру фф, Ф. Кризис роста и «погоня за улучшениями»: вызовы для инноваций и маркетинга / Ф. Руфф // Форсайт. – 2007. – № 2 (2). – С. 22–26.
4. Юлдашева, О. У. Когнитивная концепция маркетинга как направление развития теории маркетинга взаимодействия / О. У. Юлдашева // Маркетинг взаимодействия: Концепция. Стратегии. Эффективность / Г. Л. Багиев, Х. Мефферт (научная редакция). – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 672 с. – С. 188–213.
5. Саломатин, А. Ю. Роль коммуникационной составляющей в инфраструктуре региональных инновационных систем / А. Ю. Саломатин, Т. И. Шерстобитова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 4. – С. 156–168.
6. Арменский, А. Е. Инновационная экономика и роль в ней интеллектуальной собственности / А. Е. Арменский // Инновации. – 2009. – № 11. – С. 30–33.
7. Владимирова, О. Н. Методические подходы к формированию рейтинга инновационной восприимчивости региона / О. Н. Владимирова // Инициативы XXI века. – 2010. – № 4–5. – С. 68.
8. Индикаторы инновационной деятельности: 2014. Статистический сборник. – М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 472 с.
9. Хренов, П. Е. Инновационный спрос как фактор экономического развития / П. Е. Хренов // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2 (26). – URL: http://m-economy.ru
10. Рогов, С. М. Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки – угроза национальной безопасности России / С. М. Рогов // Концепции : науч.-практ. журнал. – 2010. – № 1–2 (24–25).
11. Зубарев, В. Креативный класс: Инновациям необходимо сообщество людей, аккумулирующих нематериальный капитал страны / В. Зубарев // Российская бизнес-газета – инновации. – 2011. – № 798 (16).
12. Государственные инициативы в области инноваций // «Эксперт» – инновации : сб. аналит. материалов. – Эксперт РА, 2011. – URL: http://gosbook.ru
13. Фирсанова, О. В. Методология процесса взаимодействия субъектов рынка в теории маркетинг-менеджмента : автореф. дис. … д-ра экон. наук / Фирсанова О. В. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
14. Липский, Б. И. Истина как средство коммуникаций / Б. И. Липский // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2010. – № 3. – С. 62–70.
15. Ланкастер, К. Перемены и новаторство в технологии потребления / К. Ланкастер // Теория потребительского поведения и спроса. – СПб. : Экономическая школа, 1993. – С. 326–336.
16. Мелькина, Н. Н. Особенности формирования научной теории маркетинга / Н. Н. Мелькина // Экономика и управление. – 2010. – № 12 (73). – С. 304–306.
17. Heindl, D. J. Innovation Infrastructure: Systems approach to building an innovation organization / D. J. Heindl. – 2008. – URL: http://innovationtools.com
|